06. Материалы научных и научно-практических конференций

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/16

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 10 из 414
  • Изображение обложки
    Публикация
    ГЛАВНЫЙ УРОК ПОЛОЦКОГО ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОГО СОБОРА 1839 ГОДА
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Романчук, Александр Александрович, протоиерей
    2019 год на канонической территории Белорусской Православной Церкви проходит под знаком воспоминания о Полоцком Соборе 1839 г. Полоцкий объединительный Собор униатского духовенства является поворотным событием в истории белорусского народа в XIX в. Он завершил длившийся 59 лет процесс межконфессионального перераспределения белорусско-украинского населения. По его итогам с Русской Православной Церковью воссоединились 1 600 000 верующих, в том числе по Литовской епархии – 986 249, а по Белорусской епархии – 613 751 человек [1, л. 11–13]. Возвращение униатов к православному вероисповеданию остановило латинизацию церковной жизни белорусов и полонизацию белорусского духовенства, которые вели наш народ к денационализации и историческому небытию. Прекращение действия Брестской церковной унии в белорусско-литовских губерниях устранило национально-культурную псевдоморфозу, подавлявшую естественное развитие белорусского народа, дало мощный толчок всестороннему развитию белорусской культуры, становлению белорусского национального самосознания и, в конечном итоге, послужило возникновению современной белорусской государственности. Значение Полоцкого Собора не только для белорусского, но и для всех восточнославянских народов очень велико.
  • Изображение обложки
    Публикация
    К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX–НАЧАЛА XX В.
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Новик, Н. Е.
    Православная Церковь Российской империи, являясь государственной религией, оказывала решающее воздействие на развитие общественных процессов, характер образовательной системы и на воспитание учащейся молодежи. Система воспитания в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях была насквозь проникнута христианским мировоззрением. Во второй половине XIX – начале XX в. оформилась религиозно-православная педагогическая концепция, согласно которой миссия школы – сохранение традиций, религиозных устоев, нравственных норм и лишь затем – обучение [1, с. 28]. Педагоги профессиональных школ Беларуси вносили свой вклад в разработку концепции религиозного воспитания. По мнению директора Несвижской учительской семинарии И. Ф. Николаевского, автора выдержавшего несколько изданий учебника по педагогике для учительских семинарий, цель христианского воспитания ребенка заключалась в реализации его духовного и физического потенциала по достижении зрелого возраста.
  • Изображение обложки
    Публикация
    КАНОНИЧЕСКИЙ СТАТУС ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ БЕЛАРУСИ
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Цыпин, Владислав, протоиерей
    В речи на Архиерейском Соборе 1943 г. митрополит Сергий, вспоминая начало войны, говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумывать ся, потому что прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось, – фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили».
  • Изображение обложки
    Публикация
    ЛИКВИДАЦИЯ УНИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Миронович, А. В.
    Позитивные результаты ликвидации унии в Белоруссии в 1839 г., январское восстание, увеличение антиправославных и антирусских настроений среди польского населения западных губерний Российской империи ускорило решение царскими и церковными властями вопроса о привлечении униатов в Православие на территории бывшего Польского королевства (Царства Польского в составе Российской империи). Реализация этой политики была нелегкой, так как религиозная ситуация на территории Польского королевства и белорусских землях была различна. После ликвидации унии в Российской империи под властью Романовых оставалась только одна униатская епархия – Холмская в королевстве Польском. Латинизация униатского обряда была здесь особенно сильна и исходила из последовательного введения на территории королевства постановлений Замойского синода 1720 г. Латинизация литургии и обрядности происходила при посредстве совершения тихих месс, произнесения молитвы с ружанца, использования органов и колокольчиков во время богослужений. Из униатских церквей стали исчезать иконостасы, одновременно появились боковые алтари, конфесионалы, лавки и т. д. Латинизация преимущественно сопровождалась введением польского языка в проповедях и молитвах. Униатскими священниками становились часто выпускники латинских школ, принятые из среды верных Католической Церкви.
  • Изображение обложки
    Публикация
    КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР И РОЛЬ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАК ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Каврига, Д. И.
    В настоящее время в мире наблюдается кризис существующих моделей экономического развития общества. И какие бы оценки не приводили различные эксперты и специалисты, налицо обострение глобальных проблем, с которым столкнулось человечество на своем этапе развития. Данный посыл в равной степени имеет отношение и к Беларуси, которая является частью мирового сообщества. И, таким образом, наша страна тем или иным способом вовлечена в решение имеющихся трудностей.
  • Изображение обложки
    Публикация
    ФІНАНСАВА-МАТЭРЫЯЛЬНАЕ ЗАБЕСПЯЧЭННЕ ДЗЕЙНАСЦІ СЕЛЬСКАГА ПРЫХОДСКАГА ПРАВАСЛАЎНАГА ДУХАВЕНСТВА НА ТЭРЫТОРЫІ БЕЛАРУСІ (40-50-я гг. XIX в.)
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Ерашэвіч, А. У.
    Пасля падаўлення паўстання 1830–1831 гг. расійскае самадзяржаўе ўзяло курс на памяншэнне і абмежаванне ўплыву каталіцкай царквы і аднаўленне пануючых пазіцый і ролі праваслаўя ў заходніх губернях Расійскай імперыі. У выніку рэлігійнай канверсіі ўніятаў у 1839–1840 гг. і ліквідацыі Беларускай і Літоўскай уніяцкіх епархій у беларускіх губернях колькасна вырасла колькасць адэптаў праваслаўя. Дамінаванне праваслаўя ў якасці ідэалагічнай апоры расійскага царызму на тэрыторыі Беларусі сярод іншых канфесій забяспечвалася рэалізацыяй шэрагу мерапрыемстваў і захадаў урадавай падтрымкі па паляпшэнні матэрыяльнага становішча і сістэмы грашовага ўтрымання сельскага праваслаўнага прыходскага духавенства, накіраваных на ўмацаванне сацыяльнага прэстыжу, аўтарытэту і ўплыву праваслаўнага кліру не толькі ў буйных губернскіх і ўездных гарадах, але і ў асяроддзі сялянаў у сельскай мясцовасці.
  • Изображение обложки
    Публикация
    УКЛАД ПРАВАСЛАЎНЫХ СВЯТАРОЎ У АРХЕАЛАГІЧНУЮ НАВУКУ БЕЛАРУСІ (ХІХ – ПАЧАТАК ХХ СТСТ.)
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Дучыц, Л. У.; Мядзведзева, В. У.
    Многія святары хрысціянскіх канфесій, асабліва праваслаўныя, у ХІХ – пачатку ХХ ст. актыўна цікавіліся старажытнасцямі на тэрыторыі Беларусі, збіралі фальклор, запісвалі легенды і паданні пра гарадзішчы і курганы, а некаторыя атрымлівалі «Дазвол» ад Імператарскай Археалагічнай камісіі і самі праводзілі раскопкі. Шмат імёнаў святароў сярод аўтараў археалагічных, гістарычных, этнаграфічных і краязнаўчых артыкулаў не толькі ў правінцыйных выданнях, але і ў цэнтральных навуковых часопісах і зборніках.
  • Изображение обложки
    Публикация
    ОТНОШЕНИЕ СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА К ЦИРКУЛЯРУ ВИЛЕНСКОГО РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ЕПИСКОПА С. ЗВЕРОВИЧА ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 1902 г.
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Ганчар, А. И.
    В 1897 г. на должность виленского римско-католического (далее р.-к.) епископа был назначен С. Зверович. Зная крутой и решительный характер виленского генерал-губернатора В.Н. Троцкого, епископ в течение пяти лет не решался на принятие резких мер против посещения детьми католиков церковно-приходских школ (далее ЦПШ). Такое положение вещей оставалось до кончины В.Н. Троцкого, то есть до 9 мая 1901 г. Затем обстоятельства изменились. Преемник скончавшегося генерал-губернатора не был тотчас же назначен. Ходили слухи, что и само генерал-губернаторство будет упразднено. На пост командующего войсками виленского военного округа был назначен генерал от инфантерии А.В. Гурчин, местный поляк и католик, который 18 октября 1901 г. вступил в командование войсками. Вокруг него скоро сплотилось польское общество и многочисленная родня. Вошел в близкие с ним отношения и р.-к. епископ С. Зверович. В польском обществе сразу обнаружился большой подъем духа. Пользуясь близостью с командующим войсками, С. Зверовичу удалось провести в войска некоторые льготы для нижних чинов из католиков.
  • Изображение обложки
    Публикация
    ПРАВАСЛАЎНАЯ ЦАРКВА І ДЗЯРЖАЎНАЯ ПАЛІТЫКА РАСІЙСКІХ УЛАД У СФЕРЫ РАСПАЎСЮДЖВАННЯ ІДЭЙ ЦВЯРОЗАСЦІ НА ТЭРЫТОРЫІ БЕЛАРУСІ Ў ДРУГОЙ ПАЛОВЕ ХІХ – ПАЧАТКУ ХХ СТСТ.
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Мяньчэня, С. В.
    Ратаванне душы ад спакусы і грахоў з’яўляецца клопатам не толькі самога чалавека, але і царквы. А што, як ні алкаголь, цягне чалавека да граха? Праваслаўная царква заўсёды займала па гэтаму пытанню адназначную пазіцыю, што аднак разыходзілася з пазіцыяй свецкіх улад. Разгледзім вопыт узаемадзеяння царквы і свецкіх улад у сферы распаўсюджвання ідэй цвярозасці на тэрыторыі Беларусі ў другой палове ХІХ – пачатку ХХ стст.
  • Изображение обложки
    Публикация
    САМОТНЫ ПРАПАВЕДНІК ЦІ «АГЕНТ КСЯНДЗА»: ВЫПАДАК МІЖКАНФЕСІЙНАЙ НАПРУЖАНАСЦІ Ў ДЗІСЕНСКІМ ПАВЕЦЕ Ў КАНЦЫ ХІХ – ПАЧАТКУ ХХ СТ.
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Кароль, М. М.
    Супярэчлівая рэлігійная сітуацыя, якая склалася на беларускіх землях у другой палове ХІХ – пачатку ХХ ст., была шмат у чым абумоўлена нераўназначным статусам канфесій у Расійскай імперыі Заканадаўчае абмежаванне дзейнасці каталіцкай царквы прыводзіла да праблем для шараговых вернікаў, пазбаўленых права на самастойны духоўны выбар.