"Скрижали". Выпуск №24
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1660
Скрижали : библейский журнал / учредитель, составитель и главный редактор – архимандрит Сергий (В. В. Акимов). – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2011—. 21 см. — ISSN 2519-8165 (Print). — ISSN 2519-8173 (Online). — Выпуск 24. — 2023. — 174 с.
Второй выпуск библейского журнала «Скрижали» за 2023 год включает статьи, посвященные вопросам библейского богословия, экзегетики Священного Писания, а также тем связям, которые можно обнаружить между Библией и современным литературным жанром фантастики как части художественной литературы. Публикуемые исследования затрагивают тексты Священного Писания как Ветхого, так и Нового Завета. Среди авторов – исследователи из Беларуси, Италии и Чехии, представляющие Минскую духовную академию и Институт теологии Белорусского государственного университета.
Просмотреть
Результаты поиска
Публикация От редакционной коллегии(Минская духовная академия, 2023) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Публикация Антропологические модели богословия раннего раввинистического иудаизма(Минская духовная академия, 2023) Данилов, Андрей ВладиленовичАнтропология раннего раввинистического иудаизма оказала влияние на формирование антропологии мужей апостольских, особенно Мидраш. Ко времени Иисуса Христа ранний иудаизм представлял из себя три богословские школы. К антропологии раннего иудаизма относится умозрительные концепции «Меркаба», «Адамкадмон», «йецер ха-ра» и др. Концепция двух творений человека связана с возможностью свободного выбора добрых и злых дел. Комментаторы Мидраша интерпретируют историю грехопадения аллегорически. Школы Гиллеля и Шаммая формируют разные антропологии. В «Берешит Рабба» фиксируется этимологическая связка глагола «образовывать» и существительного «склонность». В раннем Мидраше прослеживаются мистические идеи, реализовавшиеся в Средневековье в раввинистическом мистицизме каббалы. В толкование о творении человека встроено символическое указание на храм. В ряде текстов «Берешит Рабба» наблюдается дуалистическая подоплека онтологии, характерная позднее для каббалистов. Раввинистическая оппозиция христианской экзегетике апологетов-субординационистов предшествовала оппозиции Мидраша экстремально гностической экзегетике внутри раннего иудаизма. Христианская антропология расширяет и модифицирует определенные понятия, осваиваемые непосредственно из Священного Писания и раннего иудаизма, придавая им новое семантическое измерение.Публикация Проблемы перевода и толкования Еккл. 1:3(Минская духовная академия, 2023) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Статья посвящена проблемам перевода и интерпретации Еккл. 1:3. Данный стих рассматривается как в контексте рассказа Книги Бытие о грехопадении, так и в контексте самой Книги Екклесиаста – ближайшем и общем. Риторический вопрос третьего стиха раскрывает содержание второго стиха и является его продолжением. Этот вопрос является одним из главных вопросов всей книги. Одновременно с этим, он начинает фрагмент Еккл. 1:3 – 3:9, который имеет хиастическую структуру. В статье дается анализ русских и ряда английских переводов, которые предлагают различные варианты понимания текста. Автор статьи считает, что поскольку Екклесиаст сознательно создавал сложный для понимания текст, при переводе нельзя упрощать этот текст. В тех случая, когда текст отличается вариативностью, эту вариативность важно сохранять. Иудейские комментаторы стремились смягчить скептическое настроение Екклесиаста. Они противопоставляли обычный земной труд и труд по изучению Торы, который имеет ценность «выше солнца». Христианские комментаторы развивали иудейскую традицию толкования, при этом они рассматривали этот стих в контексте Нового Завета и его учения о важности добрых дел.Публикация «Нет праведного ни одного»: толкование Рим. 3:9–20(Минская духовная академия, 2023) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерейВ статье представлен экзегетический анализ заключительного отрывка вводной части Послания к Римлянам (Рим. 3:9–20), где апостол Павел завершает изложение мысли о власти греха над человечеством до пришествия в мир Спасителя. В указанном отрывке апостол подводит читателя к мысли о том, что своими делами никто не может спастись, даже правоверный иудей, соблюдающий все заповеди Торы. Исследуемый отрывок состоит из нескольких частей. Первая и третья излагают тяжелое состояние человека, пребывающего под грехом и лишенного благодати Божией, а вторая – собрание ветхозаветных цитат, которые апостол приводит для подтверждения своей мысли, а также для указания контекста и актуальности проблемы. Апостол Павел использует распространенный метод «нанизывания жемчуга», когда несколько цитат из Писания следуют одна за другой, дополняя предыдущую и создавая единый связанный текст. Так как данный отрывок завершает вводный раздел Послания к Римлянам, то становится понятным, что апостол Павел специально именно здесь приводит такой объем текстов, чтобы настроить читателя к анализу библейских образов, которые будут разбираться в следующих главах. При анализе отрывка использовались как святоотеческие толкования, так и современные. При разборе катены большое внимание уделялось именно ветхозаветному содержанию для того, чтобы раскрыть контекст мысли апостола Павла. Данный отрывок, как и тема праведности в общем, представляется важным, так как от понимания этого термина зависит то, как будет пониматься и сотериология в целом. Как можно видеть из сравнения комментариев, современные экзегеты иногда приближаются к святоотеческой мысли, а иногда высказывают мысли, не совпадающие с православным богословием.Публикация Роль женщин в церковных собраниях по Первому посланию апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 14:33–35) и соотнесение апостольского учения со Священным Писанием Ветхого Завета(Минская духовная академия, 2023) Лермонтова, Мария (Лермонтова, Татьяна Николаевна; монахиня); Мария (Лермонтова, Татьяна Николаевна; монахиня)Статья посвящена богословскому анализу значений фрагмента 1 Кор. 14:34–35, который вызывает разногласия в обсуждении роли женщин в церковных собраниях. В статье анализируется контекст и содержание этого фрагмента, а также различные толкования и интерпретации, предложенные учеными и богословами; затрагиваются контекстуальные и культурные факторы, влияющие на понимание этих слов. Рассматриваются различные библейские примеры женщин, которые играли активную и значимую роль в церковных собраниях и служении; а также различные интерпретации библейских текстов, связанных с ролью женщин в церковном служении. Автор статьи приходит к выводу, что апостол Павел не отрицал возможности женщин обладать духовными дарами, которые Господь щедро дарует и женщинам, и мужчинам, так как апостол упоминает о женщинах, способных пророчествовать. Целью апостола было не исключение женщин из активного участия в духовной сфере, а скорее подчеркивание необходимости соблюдения порядка и гармонии во время богослужения, так как способность служить Богу посредством слова не ограничивается полом или положением в обществе.Публикация Природный детерминизм фантастики(Минская духовная академия, 2023) Тарасенко, Александр АлександровичСтатья представляет собой главу из монографии. Ее автор рассматривает фантастику как часть художественной литера туры и опровергает негативное отношение к ней со стороны многих читателей, критиков и писателей. Он также показывает сложность создания фантастических произведений, которые, с одной стороны, должны привлекать читателей необычным техническим антуражем, а с другой, повествовать о человеческой драме. В его представлении, фантастическая литература и так называемая «мэйнстримовская» литература в принципе различаются только степенью вымысла. Соответственно, лучшие произведения этого жанра вышли из своеобразного литературного «гетто» и стали частью мировой литературы.