"Скрижали". Выпуск №25

Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1682

Скрижали : библейский журнал / учредитель, составитель и главный редактор – архимандрит Сергий (В. В. Акимов). – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2011—. 21 см. — ISSN 2519-8165 (Print). — ISSN 2519-8173 (Online). — Выпуск 25. — 2024. — 184 с.

В первый выпуск библейского журнала «Скрижали» за 2024 год вошли статьи, касающиеся экзегетики Священного Писания Ветхого и Нового Завета, а также осмысления вопросов современной науки с библейско-богословской точки зрения. В статьях затрагиваются проблемы изучения законоположительных, пророческих и учительных книг Ветхого Завета, а также Посланий апостола Павла. Журнал содержит работы ученых из России, Беларуси, Италии и Чехии, как независимых исследователей, так и представителей Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Николо-Угрешской духовной семинарии и Минской духовной академии.

Вышел в 2024 году. Начата публикация в репозитории 29.08.2024

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 6 из 6
  • Изображение обложки
    Публикация
    От редакционной коллегии
    (Минская духовная академия, 2024) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
  • Изображение обложки
    Публикация
    День Господень в Книге пророка Иоиля
    (Минская духовная академия, 2024) Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен); Соколов, Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен)
    Статья посвящена теме Дня Господня в Книге пророка Иоиля. День Господень – одна из ключевых тем пророческой литературы. В проповеди библейских пророков монархического периода это прежде всего день решительного вмешательства Бога в историю Израиля, исторический день суда над народом Божьим за его неверность завету и суда над другими народами за их преступления. В текстах, относящихся ко времени вавилонского плена и к послепленной эпохе, День Господень приобретает яркую эсхатологическую окраску и глобальный характер, становится метаисторическим днем разрушения старого несправедливого мира и днем рождения нового мира справедливости и милосердия – Царства Божьего. В этом эсхатологическом качестве День Господень проповедуется в Новом Завете Иоанном Крестителем, Иисусом Христом и Его апостолами.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Екклесиаст и Исайя: пророческий голос сына Давида, царя в Иерусалиме
    (Минская духовная академия, 2024) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    Книга Екклесиаста традиционно относится к произведениям литературы мудрости и к числу учительных книг Библии. С одной стороны, она известна своим критическим взглядом на ряд традиционных библейских представлений, с другой стороны, она отличается противоречивым характером размышлений. Поэтому в ней можно услышать два голоса. Один из них выражает сомнения, другой – отстаивает общепринятые религиозные представления. Сравнительный анализ Книги Екклесиаста и Книги пророка Исайи позволяет обозначить второй голос Книги Екклесиаста как голос пророческий. Подобно библейским пророкам, Екклесиаст жалуется на несправедливость в этом мире и напоминает о Божественном суде, он говорит о том, что Бог накажет грешников и передаст их собственность праведникам, он жалуется на некомпетентность правителей и указывает на нарушение общественной иерархии как на источник бед, он недоволен поведением женщин, он обеспокоен проблемой смерти, он намекает на последний суд. Кроме того, размышления Екклесиаста о страданиях невинных праведников можно сопоставить с пророчеством Исайи о страданиях невинного Раба Господня.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Сотворение растений в третий день: синтаксическая проблема в Быт. 1:11–12 и варианты ее решения
    (Минская духовная академия, 2024) Иванов, Никита Александрович; иерей; Сорокин, Алексей Николаевич; иерей
    Статья посвящена синтаксической структуре библейского пассажа о сотворении растений в третий день (Быт. 1:11–12). От интерпретации этой структуры зависит понимание самого изучаемого текста. Древнееврейский консонантный текст Быт. 1:11–12 может быть прочитан тремя способами. Бог повелевает земле произвести: (А) три класса растений: зелень, траву, деревья; (В) два класса растений: траву и деревья, без обобщающего понятия; (С) два класса растений: траву и деревья, с обобщающим понятием «растения». В статье приводится обзор основных аргументов за и против каждого из трех вариантов. Анализ структуры еврейского текста Быт. 1:11–12, параллелей с другими библейскими стихами, значения древнееврейских фитонимов в Быт. 1:11–12 свидетельствуют в пользу варианта С и отчасти А. Масоретская акцентуация в Быт. 1:11–12 поддерживает вариант С. Мнения иудейских средневековых комментаторов разделились между вариантами С и А. И лишь древние переводы Септуагинта и Вульгата демонстрируют вариант В прочтения изучаемых стихов. Следовательно, наиболее убедительно обоснованным представляется вариант С, отраженный в переводе РБО 2011. Согласно этому варианту, в Быт. 1:11–12 представлена двухчастная классификация растительного мира (травы и деревья), объединенная обобщающим понятием «растения».
  • Изображение обложки
    Публикация
    Экзегетический анализ Еф. 4:17–24
    (Минская духовная академия, 2024) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерей
    В данной статье представлен экзегетический анализ отрывка из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 4:17–24), где апостол Павел раскрывает свое учение о новом творении и обновлении падшей человеческой природы. Апостол Павел указывает на то, что и иудеи, и язычники должны после того, как приняли Христа, изменить свою жизнь согласно Евангелию. Так как Послание в первую очередь адресовано язычникам, то апостол Павел приводит примеры из жизни язычников, но в то же самое время подводит читателя к той мысли, что и иудеи в своей замкнутости на Законе уподобляются язычникам. Апостол Павел указывает на тот факт, что человек создан по образу и подобию Божию, а Бог пребывает в праведности, следовательно, и верующие должны пребывать в ней, а для этого им стоит изменить свою жизнь. Данный отрывок, как и тема праведности в общем, представляется важным, так как от понимания этого термина зависит то, как будет пониматься и сотериология в целом. В данной статье автор привлекает как святоотеческие, так и современные комментарии, что позволяет рассмотреть проблемную тему с различных ракурсов.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Метафизика энтропии: библейская перспектива
    (Минская духовная академия, 2024) Тарасенко, Александр Александрович
    В статье затронута сложная тема энтропии, которую в физике именуют Вторым законом термодинамики. Ее автор подходит к чисто физической теме как библеист и рассматривает влияние энтропии в жизни человека, общества и Церкви. Речь идет прежде всего о способности человека, общества и Церкви снизить влияние Второго закона энтропии, что автор именует как «отложенная энтропия». Наши источники свидетельствуют, что эта важная тема занимала людей уже в глубокой древности, начиная с Эпоса о Гильгамеше. В роли своеобразного the proof text он приводит стих из молитвы священника и книжника Ездры, в котором говорится, что Бог поддерживает жизнь сотворенной Им вселенной.
© Коллектив авторов, 2024 © Оформление. Издательство Минской духовной академии, 2024