Данилов, Андрей Владиленович2020-06-192020-06-192018СКРИЖАЛИ. - 2018. – Выпуск 16. – (Серия "Ветхозаветные исследования"). – C. 7-35.2519-8165 (Print)2519-8173 (On-line)http://elib.minda.by/handle/123456789/217Данилов Андрей Владиленович – доктор философии, кандидат богословия, заведующий кафедрой религиоведения Института тео-логии Белорусского государственного университета (danilov_andrei@hotmail.com)Andrew Danilov – Doctor of Philosophy, Head of Department for Religious Studies at Theological Institute of Belarusian State University (danilov_andrei@hotmail.com).Ранние раввины и Ориген, отталкиваясь от учения Филона Александрийского о двух творениях, обратили особое внимание на проблему сравнительного толкования Быт. 1:26 и Быт. 2:7. Затем совершенно по-новому к этой проблеме подошел блаженный Августин. Полемика сконцентрирована на грамматических формах древнееврейского и древнегреческого языка. В отличие от плюрализма толкований «Берешит раба» у Оригена представлена унифицированная концепция. В ряде текстов «Берешит раба» наблюдается дуалистическая подоплека мысли, характерная позднее для каббалистов. Раввинистическая оппозиция христианской экзегетике апологетов-субординационистов предшествовала оппозиции Мидраша экстремально гностической экзегетике внутри раннего иудаизма. Экзегетические вопросы интересовали во II–III столетиях лишь тонкий слой образованных христиан и иудеев, заинтересованных в богословском диалоге, но при этом избегавших его.The early rabbis and Origen, starting with Philo's of Alexandria doc-trine of two creations, gave special attention to the problem of compara-tive interpretation of Gen. 1:26 and Gen. 2:7. Then Augustine of Hippo approached to this problem in a completely new way. The controversy is centered on grammatical forms of Hebrew and Greek. In contrast to the interpretive pluralism of "Bereshit rabbah", Origen gives a unified con-cept. In a number of "Bereshit rabbah" texts, there is a dualistic back-ground of thought, that is later typical for Kabbalists. The rabbinical op-position to the Christian exegesis of apologists-subordinationists preceded the opposition of the Midrash to the extreme gnostic exegesis inside the early Judaism. In the second and third centuries, there was only a thin layer of educated Christians and Jews interested in exegetical questions, who were involved in theological dialogue, but at the same time avoided it.ruМидрашАлександрийская школаЭкзегезаГностицизмЭкзегетика Ветхого ЗаветаКнига БытиеСотворение мираДуализмАвгустин ГиппонскийОригенРанние раввины, Ориген и Августин Иппонский по вопросу экзегезы Быт. 1:26 и Быт. 2:7Early Rabbis, Origen and Augustine of Hip-po on the Issue of Exegesis Gen. 1:26 and Gen. 2:7Article