Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)2021-08-202021-08-202021Сергий (Акимов В. В.), архимандрит. Надпи- сание Книги Екклезиаста (Еккл. 1:1) и древнеегипетские гробничные биографии вельмож // Скрижали. 2021. Выпуск 21. С. 19–41.2519-8165 (Print)2519-8173 (On-line)УДК 223.4http://elib.minda.by/handle/123456789/1485Архимандрит Сергий (Виталий Викторович Акимов) – доктор богословия, профессор Минской духовной академии (luhot_ru@mail.ru); ORCID: 0000-0003-2485-3422.Archimandrite Sergius (Vitaly Victorovich Akimov) – Doctor of Theology, Professor of the Minsk Theological Academy (luhot_ru@mail.ru); ORCID: 0000-0003-2485-3422.В статье рассматривается связь первого стиха библейской Книги Екклезиаста с заголовками древнеегипетских гробничных биографий вельмож. Для толкования Книги Екклезиаста важно определить жанр, в котором написана данная книга. Современные исследователи считают ее и поучением, и царским завещанием, и жалобой, и царской автобиографией. Книга Екклезиаста имеет черты всех указанных жанров. Сходные с данной книгой древнеегипетские тексты имели нередко псевдоэпиграфическое авторство, как и Книга Екклезиаста. Надписание библейской книги имеет сходство и с начальными словами древнеегипетских гробничных биографий. Сходство начальных слов поучений, гробничных биографий, а также царских древнеегипетских славословий поднимает вопрос об истории развития древнеегипетской литературы в целом, истоком которой могут являться и гробничные биографии вельмож, и царские славословия. Гробничные биографии вельмож важны и при изучении фрагмента Еккл. 2:4–11, где царственный автор библейской книги описывает свою активную и плодотворную земную деятельность. Сравнительный анализ текстов показывает, что библейский автор использовал элементы древних литературных жанров для достижения особых целей своего произведения. Эти элементы были важны для того, чтобы рассуждения Екклезиаста о мимолетности и бессмысленности жизни и деятельности человека вызывали наибольшее доверие у читателя.The article considers the connection of the first verse of the biblical Book of Ecclesiastes with the titles of ancient Egyptian tomb biographies of nobles. For the interpretation of the Book of Ecclesiastes, it is important to determine the genre in which this book is written. Modern researchers consider it a teaching, a royal testament, a complaint, and a royal autobiography. The book of Ecclesiastes has a list of all these genres. Ancient Egyptian texts similar to this book often had pseudo-epigraphic authorship, as well as the Book of Ecclesiastes. The inscription of the biblical book also has similarities with the initial words of the ancient Egyptian tomb biographs. The similarity of the initial words of the teachings, the tomb biographies, as well as the royal ancient Egyptian praises raises the question of the history of the development of ancient Egyptian literature as a whole, the source of which can be both the tomb biographies of the great and the royal praises. Tomb biographies of nobles are also important when studying the fragment of Ecclesiastes 2:4-11, where the royal author of the biblical book describes his active and fruitful earthly activity. A comparative analysis of the texts shows that the biblical author used elements of ancient literary genres to achieve the special goals of his work. These elements were important in order for the arguments of Ecclesiastes about the transience and meaninglessness of human life and activity to arouse the greatest confidence in the reader.ruКнига ЕкклезиастаЛитература мудростиЛитература древнего ЕгиптаИудаикаБиблейская экзегетикаГробничные биографии вельможЦарские славословияНадписаниеПрологBook of EcclesiastesWisdom LiteratureLiterature of Ancient EgyptJudaicaBiblical exegesisTomb biographies of noblesRoyal praisestitlePrologueНадписание Книги Екклезиаста (Еккл. 1:1) и древнеегипетские гробничные биографии вельможThe Title of the Book of Ecclesiastes (Eccl. 1:1) and Ancient Egyptian Tomb Biographies of NoblesArticle