11. Материалы научных и научно-практических конференций
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/16
Просмотреть
130 результатов
Результаты поиска
Публикация 1030-летие Православной Церкви в Беларуси : история и современность(Минская духовная академия, 2023) Гундяев, Кирилл (Гундяев, Владимир Михайлович; Патриарх Московский и всея Руси); Гусаков, Владимир Григорьевич; Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский); Румак, Александр Алексеевич; Теплова, Валентина Анатольевна; Кошман, Вадим Иванович; Гронский, Александр Дмитриевич; Генералов, Никодим (Генералов, Николай Анатольевич; архимандрит); Васильева, Е. П.; Стренковский, Сергей Петрович; Дзярновіч, А. І.; Скеп’ян, А. А.; Воробьев, П. А.; Кадира, В. Н.; Бубнов, Павел Владиленович; протодиакон; Козел, Александр Анатольевич; иерей; Юношев, Филипп Александрович; Немшон, Сергей; Соколов, Афанасий (Соколов, Юрий Николаевич; архимандрит); Мяцельскі, А. А.; Анофранка, Н. В.; Кароль, М. М.; Восович, Сергей Михайлович; Новик, Н. Е.; Петрович, И. К.; Сакольчык, А. Э.; Филатова, Е. Н.; Бриштен, Д. В.; Ивашкевич, Павел Станиславович; диакон; Дмитрук, Елена (Дмитрук, Елена Петровна; инокиня); Моргун, Антон Владимирович; Булатый, Павел Юрьевич; Грищенко, Ирина Адамовна; Кнаус, Оксана Юрьевна; Лащевский, Николай Викторович; иерей; Макар, Александр Викторович; диакон; Джежора, Владимир Игоревич; диакон; Матюлько, Виталий Владимирович; иерей; Аржаев, Ф. И.; Лебедев, А. Д.; Рогальский, Святослав Геннадьевич; иерей; Демидов, Алексей Сергеевич; Турко, В. А.; Янушкявичене, О. Л.; Мищенко, Максим, иерей; Мушинский, Н. И; Шимолин, В. И.; Турилова, М. В.; Саблин, И. В.; Іванец, К. А.; Тупеко, Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский); Никодим (Генералов, Николай Анатольевич; архимандрит); Кирилл (Гундяев, Владимир Михайлович; Патриарх Московский и всея Руси); Елена (Дмитрук, Елена Петровна; инокиня); Афанасий (Соколов, Юрий Николаевич; архимандрит)Сборник включает научные статьи участников Международной научной конференции «1030-летие Православной Церкви в Беларуси: история и современность», проходившей 9 июня 2022 года в Минске. Организаторами форума выступили Белорусская Православная Церковь и Национальная академия наук Беларуси.Публикация ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МОГИЛЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1758–1798 ГГ.)(Издательство Минской духовной академии, 2021) Наумчик, Виталий Васильевич; иерейВ любом учреждении, работа которого направлена на обучение детей, очень важно, чтобы учебный процесс был налажен и имел четкую систему, поскольку учебный процесс – специально сформированное, целенаправленное взаимодействие между педагогами и воспитанниками, для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.Публикация ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РПЦ ПРИ СМ БССР ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ ПАЛОМНИЧЕСТВ К ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯТЫНЯМ (1958–1961 ГГ.)(Издательство Минской духовной академии, 2021) Спиридонова, Т. А.После всестороннего наступления на церковь в 1920–1930-х гг. «хрущевская оттепель» стала одним из наиболее сложных и драматичных этапов государственно-церковных отношений в истории Советского Союза XX века [1, с. 36]. Следствием изменения политики правительства к религии, ста- ло выстраивание новых отношений между государством и православной церковью.Публикация ГЛАВНЫЙ УРОК ПОЛОЦКОГО ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОГО СОБОРА 1839 ГОДА(Издательство Минской духовной академии, 2020) Романчук, Александр Александрович; протоиерей2019 год на канонической территории Белорусской Православной Церкви проходит под знаком воспоминания о Полоцком Соборе 1839 г. Полоцкий объединительный Собор униатского духовенства является поворотным событием в истории белорусского народа в XIX в. Он завершил длившийся 59 лет процесс межконфессионального перераспределения белорусско-украинского населения. По его итогам с Русской Православной Церковью воссоединились 1 600 000 верующих, в том числе по Литовской епархии – 986 249, а по Белорусской епархии – 613 751 человек [1, л. 11–13]. Возвращение униатов к православному вероисповеданию остановило латинизацию церковной жизни белорусов и полонизацию белорусского духовенства, которые вели наш народ к денационализации и историческому небытию. Прекращение действия Брестской церковной унии в белорусско-литовских губерниях устранило национально-культурную псевдоморфозу, подавлявшую естественное развитие белорусского народа, дало мощный толчок всестороннему развитию белорусской культуры, становлению белорусского национального самосознания и, в конечном итоге, послужило возникновению современной белорусской государственности. Значение Полоцкого Собора не только для белорусского, но и для всех восточнославянских народов очень велико.Публикация К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX–НАЧАЛА XX В.(Издательство Минской духовной академии, 2020) Новик, Н. Е.Православная Церковь Российской империи, являясь государственной религией, оказывала решающее воздействие на развитие общественных процессов, характер образовательной системы и на воспитание учащейся молодежи. Система воспитания в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях была насквозь проникнута христианским мировоззрением. Во второй половине XIX – начале XX в. оформилась религиозно-православная педагогическая концепция, согласно которой миссия школы – сохранение традиций, религиозных устоев, нравственных норм и лишь затем – обучение [1, с. 28]. Педагоги профессиональных школ Беларуси вносили свой вклад в разработку концепции религиозного воспитания. По мнению директора Несвижской учительской семинарии И. Ф. Николаевского, автора выдержавшего несколько изданий учебника по педагогике для учительских семинарий, цель христианского воспитания ребенка заключалась в реализации его духовного и физического потенциала по достижении зрелого возраста.Публикация КАНОНИЧЕСКИЙ СТАТУС ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ БЕЛАРУСИ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Цыпин, Владислав Александрович; протоиерейВ речи на Архиерейском Соборе 1943 г. митрополит Сергий, вспоминая начало войны, говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумывать ся, потому что прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось, – фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили».Публикация ЛИКВИДАЦИЯ УНИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА(Издательство Минской духовной академии, 2020) Миронович, А. В.Позитивные результаты ликвидации унии в Белоруссии в 1839 г., январское восстание, увеличение антиправославных и антирусских настроений среди польского населения западных губерний Российской империи ускорило решение царскими и церковными властями вопроса о привлечении униатов в Православие на территории бывшего Польского королевства (Царства Польского в составе Российской империи). Реализация этой политики была нелегкой, так как религиозная ситуация на территории Польского королевства и белорусских землях была различна. После ликвидации унии в Российской империи под властью Романовых оставалась только одна униатская епархия – Холмская в королевстве Польском. Латинизация униатского обряда была здесь особенно сильна и исходила из последовательного введения на территории королевства постановлений Замойского синода 1720 г. Латинизация литургии и обрядности происходила при посредстве совершения тихих месс, произнесения молитвы с ружанца, использования органов и колокольчиков во время богослужений. Из униатских церквей стали исчезать иконостасы, одновременно появились боковые алтари, конфесионалы, лавки и т. д. Латинизация преимущественно сопровождалась введением польского языка в проповедях и молитвах. Униатскими священниками становились часто выпускники латинских школ, принятые из среды верных Католической Церкви.Публикация КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР И РОЛЬ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАК ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Каврига, Дмитрий Игоревич; иерейВ настоящее время в мире наблюдается кризис существующих моделей экономического развития общества. И какие бы оценки не приводили различные эксперты и специалисты, налицо обострение глобальных проблем, с которым столкнулось человечество на своем этапе развития. Данный посыл в равной степени имеет отношение и к Беларуси, которая является частью мирового сообщества. И, таким образом, наша страна тем или иным способом вовлечена в решение имеющихся трудностей.Публикация ФІНАНСАВА-МАТЭРЫЯЛЬНАЕ ЗАБЕСПЯЧЭННЕ ДЗЕЙНАСЦІ СЕЛЬСКАГА ПРЫХОДСКАГА ПРАВАСЛАЎНАГА ДУХАВЕНСТВА НА ТЭРЫТОРЫІ БЕЛАРУСІ (40-50-я гг. XIX в.)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Ерашэвіч, А. У.Пасля падаўлення паўстання 1830–1831 гг. расійскае самадзяржаўе ўзяло курс на памяншэнне і абмежаванне ўплыву каталіцкай царквы і аднаўленне пануючых пазіцый і ролі праваслаўя ў заходніх губернях Расійскай імперыі. У выніку рэлігійнай канверсіі ўніятаў у 1839–1840 гг. і ліквідацыі Беларускай і Літоўскай уніяцкіх епархій у беларускіх губернях колькасна вырасла колькасць адэптаў праваслаўя. Дамінаванне праваслаўя ў якасці ідэалагічнай апоры расійскага царызму на тэрыторыі Беларусі сярод іншых канфесій забяспечвалася рэалізацыяй шэрагу мерапрыемстваў і захадаў урадавай падтрымкі па паляпшэнні матэрыяльнага становішча і сістэмы грашовага ўтрымання сельскага праваслаўнага прыходскага духавенства, накіраваных на ўмацаванне сацыяльнага прэстыжу, аўтарытэту і ўплыву праваслаўнага кліру не толькі ў буйных губернскіх і ўездных гарадах, але і ў асяроддзі сялянаў у сельскай мясцовасці.Публикация УКЛАД ПРАВАСЛАЎНЫХ СВЯТАРОЎ У АРХЕАЛАГІЧНУЮ НАВУКУ БЕЛАРУСІ (ХІХ – ПАЧАТАК ХХ СТСТ.)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Дучыц, Л. У.; Мядзведзева, В. У.Многія святары хрысціянскіх канфесій, асабліва праваслаўныя, у ХІХ – пачатку ХХ ст. актыўна цікавіліся старажытнасцямі на тэрыторыі Беларусі, збіралі фальклор, запісвалі легенды і паданні пра гарадзішчы і курганы, а некаторыя атрымлівалі «Дазвол» ад Імператарскай Археалагічнай камісіі і самі праводзілі раскопкі. Шмат імёнаў святароў сярод аўтараў археалагічных, гістарычных, этнаграфічных і краязнаўчых артыкулаў не толькі ў правінцыйных выданнях, але і ў цэнтральных навуковых часопісах і зборніках.