13. Вестник Студенческого научного общества Минских духовных академии и семинарии
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1139
Вестник Студенческого научного общества Минских духовных академии и семинарии: электронный научный журнал. — Жировичи, 2014 — 2015.
Журнал учрежден решением Ученого Совета Минских духовных семинарии и академии (Протокол № 95 от 18.06.2014).
Журнал выходил в 2014 — 2015 гг.
Журнал учрежден решением Ученого Совета Минских духовных семинарии и академии (Протокол № 95 от 18.06.2014).
Журнал выходил в 2014 — 2015 гг.
Информация
Главный редактор:
Слесарев Александр Валерьевич, председатель Студенческого научного общества Минской духовной академии и семинарии, проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, доцент, кандидат богословия (по данным на 2015 год).
Члены редколлегии:
протоиерей Александр Романчук, заместитель председателя Студенческого научного общества Минской духовной академии и семинарии, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, кандидат богословия.
иерей Александр Полховский, секретарь Студенческого научного общества Минской духовной академии и семинарии, преподаватель Минской духовной академии и семинарии, кандидат богословия.
Слесарев Александр Валерьевич, председатель Студенческого научного общества Минской духовной академии и семинарии, проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, доцент, кандидат богословия (по данным на 2015 год).
Члены редколлегии:
протоиерей Александр Романчук, заместитель председателя Студенческого научного общества Минской духовной академии и семинарии, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, кандидат богословия.
иерей Александр Полховский, секретарь Студенческого научного общества Минской духовной академии и семинарии, преподаватель Минской духовной академии и семинарии, кандидат богословия.
Просмотреть
Публикация АРХЕОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ «ВЕСТНИКА ЗАПАДНОЙ РОССИИ»(2015) Зараник, Михаил Михайлович; иерейСтатья посвящена обзору археографического раздела журнала «Вестника Западной России», издававшегося в 1862–1871 гг. К. А. Говорским. В публикации исторических документов издатель видел эффективный инструмент для отстаивания исторической правды, в частности, направленной на защиту Православия на землях Беларуси, Литвы, Украины. В статье приводятся краткие сведения о Говорском, рассматривается его деятельность по изданию документов и история учреждения журнала. Дается обзор главного, археографического, раздела, ради которого журнал и создавался. Приводятся особенности публикации документов и выясняется важность предпринятого Говорским издания.Публикация ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕРНОГОРСКОГО МИТРОПОЛИТА ВАСИЛИЯ (ПЕТРОВИЧА-НЕГОША) С РОССИЙСКИМИ ЦЕРКОВНЫМИ И СВЕТСКИМИ ВЛАСТЯМИ(2015) Будишин, Агафангел (Будишин, Александр Радивоевич; иеромонах); Агафангел (Будишин, Александр Радивоевич; иеромонах)Статья посвящена истории взаимоотношений Черногорского митрополита Василия (Петровича- Негоша) с российскими церковными и светскими властями во второй половине XVIII ст. В ней раскрываются формы и виды деятельности митрополита Василия в его переписке с российским правительством и при его посещениях Петербурга. Учитывая, что в Черногории в это время была теократия и митрополит являлся как церковным, так и светским правителем, в статье особое внимание обращается на его переговоры с императорским двором. На основе анализа писем того периода даются основные цели и направления отношений двух государств.Публикация ВОЗРОЖДЕНИЕ СОБОРНОГО ДВИЖЕНИЯ В КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ НАКАНУНЕ БРЕСТСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ УНИИ 1596 ГОДА(2015) Наумчик, Виталий Васильевич; иерейВ исследовательской литературе существует мнение, что Православная Церковь на территории Речи Посполитой в XVI в. находилась в упадке, который и привел к принятию унии на Брестском Соборе 1596 г. Однако проблематика, поднимаемая на Соборах XVI в., позволяет сделать иные выводы. В данной статье приводятся причины как ослабления Православной Церкви в Речи Посполитой, так и причины, повлиявшие на возрождение соборного движения перед принятием церковной унии. Особое внимание уделяется Брестским церковным Соборам 1590-1594 гг., решениями которых высшие иерархи сознательно намеревались искоренить накопившиеся проблемы в Православной Церкви Киевской митрополии на территории Речи Посполитой, прежде всего собственными силами. В связи с чем мы можем утверждать, что Брестские Соборы 1590 -1594 гг. стали не только Соборами возрождения, но и примером оздоровления жизни Церкви в конце XVI в.Публикация ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО(2014) Бородич, РоманЛитературное творчество святителя Амвросия Медиоланского относится к «Золотому веку» святоотеческой письменности. Этот период является одним из самых значимым в истории христианской литературы. Святой Амвросий, будучи ярким представителем этой эпохи, отразил в своих творениях специфику мышления западной Церкви и оказал влияние на литературные труды последующих западных богословов. Несомненным признается факт влияния святителя Амвросия на еще одного яркого представителя Западной Церкви – блаженного Августина, развившего целый ряд богословских тем и фактически заложившего основу для возникновения схоластического богословия. Как свидетельствует Анджело Пареди, «мистицизм Амвросия оказал сильное влияние на Августина, а через него – на западное богословие»1. Поэтому личность святителя Амвросия Медиоланского имеет большое значение для понимания как истории Церкви, так и христианского вероучения.Публикация Информация для авторов(2014)Публикация ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ(2015)Публикация ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (1596–1632 гг.)(2015) Перещук, П. А.Заключение Брестской церковной унии привело к созданию уникальной ситуации в Речи Посполитой. Результатом проведения римско-католического Брестского собора явилось обнародование факта присоединения православного митрополита и части православных епископов к Римско-Католической Церкви с сохранением византийского богослужебного обряда. Переход в унию части высшей православной иерархии Киевской митрополии интерпретировался католической стороной как инкорпорация всей Православной Церкви на территории Речи Посполитой в Церковь Католическую, т.е. как прекращение существования Православной церкви и появление вместо нее Церкви Греко-Католической. В результате этого православные верующие, не принявшие унию, оказались в крайне сложном положении. Им предстояло приложить немало усилий для того, чтобы добиться признания со стороны правительства Речи Посполитой существования Православной Церкви.Публикация ПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕСВИТЕРОВ И ДИАКОНОВ(2015) Дешук, Сергей; иерейНастоящая статья представляет собой анализ канонических постановлений и предписаний, касающихся поставления пресвитеров и диаконов в Церкви. Данный вопрос, безусловно, является актуальным во все времена, так как регулирует правильность совершения таинства священства и сохранение преемственности и чистоты служения. В статье указаны и проанализированы, на основании правил святых апостолов, правил Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, законы и предписания легитимного поставления священнослужителей в Церкви. В числе основных из них: предписания, касающиеся законности поставления священнослужителей епископом, который сам при этом должен являться полноправным членом иерархии и совершать это таинство только в пределах юрисдикции вверенной ему епархии; правила о возможности совершения поставления только один раз и недопустимости его повторения; постановления о недопустимости при совершении этого таинства симонии, а также привлечения мирских властей к получению священнического сана или церковной должности и т.п.Публикация ПРЕДПОСЫЛКИ НРАВСТВЕННО–АСКЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО(2014) Бородич, РоманСвятитель Амвросий Медиоланский является одним из первых западных богословов, предпринявших попытку систематизировать христианское нравственно-аскетическое учение: в его литературных трудах большое внимание уделяется вопросам христианской нравственности. Именно эти сочинения святителя Амвросия являются наиболее читаемыми из его трудов: они были весьма популярны в средневековье, их переиздавали большими тиражами, они востребованы и остаются актуальными в наше время. Их анализу и описанию наиболее ярких нравственно–аскетических тем, затронутых святителем, и посвящена настоящая работа. На становление богословских взглядов, литературных форм и принципов святителя Амвросия Медиоланского повлияли авторы Востока и Запада, как христианские – Ориген, Афанасий Александрийский, отчасти святитель Климент Александрийский, святитель Василий Великий, святой Ипполит Римский, – так и в некоторой степени языческие – Цицерон и стоики. Его воззрения, касающиеся нравственно-аскетической проблематики, представляют нам картину первохристианского единения взглядов Восточной и Западной Церквей на богословие, нравственность и аскетизм.Публикация РЕКОНСТРУКЦИЯ ЧИНА ЛИТУРГИИ ПО ПРАВОСЛАВНЫМ СТАРОБЕЛОРУССКИМ СЛУЖЕБНИКАМ XVI-XVIII ВВ. И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА(2014) Сенченко, Леонид Леонидович; иерейВ статье приводится анализ чинопоследования Божественной литургии, сложившегося на белорусских землях в период XVI-XVIII вв. В 1583 г. появился первый белорусский Служебник, изданный в Типографии братьев Мамоничей. Старобелорусское последование Божественной литургии имело уникальные особенности. Автором описываются три чинопоследования литургии: Литургия святителя Иоанна Златоуста, Литургия святителя Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров. Отличия старобелорусского чинопоследования литургии от нынешнего прослеживаются в последовании входных молитв, молитв при облачении, проскомидии, священнодействий Малого входа и церемонии восхождения на горнее место. Литургия верных имеет особенности пения «Херувимской песни», Великого входа и причащения священнослужителейПубликация РОЛЬ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ВИТАЛИЯ БОРОВОГО В ПЕРВОМ ВОЗРОЖДЕНИИ МИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ(2014) Шостыр, Виталий Иванович; иерейСтатья посвящена исторической роли протоиерея Виталия Михайловича Борового в процессе организации богословско-пастырских курсов при Жировичском монастыре, в 1947 г. преобразованных в Минскую духовную семинарию. На основании изучения материалов архива Минской духовной семинарии и воспоминаний очевидцев тех далеких событий была восстановлена последовательность открытия духовной школы. Наибольшее внимание автором уделяется трудам будущего протопресвитера Виталия Борового. В своем исследовании автор описывает нелегкую жизнь в организации учебного процесса, материального становления и духовного воспитания студентов. Особое внимание уделяется налаживанию нормальной канцелярской работы, которую возглавлял священник Виталий Боровой.Публикация СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА(2014) Слесарев, Александр ВалерьевичПубликация СЛОВО РЕКТОРА МИНСКИХ ДУХОВНЫХ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ(2014) Апалько, Гурий (Апалько, Николай Петрович; архиепископ Новогрудский и Слонимский); Гурий (Апалько, Николай Петрович; архиепископ Новогрудский и Слонимский)Публикация УСЛОВИЯ СПАСЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ В ТРУДАХ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)(2014) Грибовский, Дмитрий Степанович; диаконВ настоящем исследовании освещен вопрос спасения человека в письменном наследии известного духовника нашего времени – архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которое на данный момент изучено в недостаточной степени. Его труды, равно как и рассказы насельников Псковской обители, свидетельствуют об этом известном архимандрите как об одном из духоносных старцев нашего времени. Можно с уверенностью сказать, что отец Иоанн смог не только продолжить традицию духовничества обители, но и наиболее полно ее раскрыть в своих трудах. За простотой его слога скрываются фундаментальные истины православной веры и нравственности, касающиеся проблем современного человека. В статье подымаются вопросы необходимости несения своего жизненного креста, терпения скорбей и, как частного их проявления, – болезней. Раскрытию этих аспектов и посвящено настоящее исследование, которое является частью выпускной квалификационной бакалаврской работы автора Грибовского Дмитрия Степановича по теме: «Нравственные проблемы семьи и общества в трудах архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».Публикация УТВАРЭННЕ ДАМІНІКАНСКАГА ОРДЭНУ Ў РЭЧЫШЧЫ РЭАКЦЫІ КАТАЛІЦКАЙ ЦАРКВЫ НА ЕРЭТЫЧНЫЯ РУХІ(2014) Гордун, Кирилл СергеевичДадзены артыкул прысвечаны агляду ўмоў існавання заходняга хрысціянскага свету ў ХІІ ст., якія прывялі да ўсталявання новага ордэну. Захады папства па рэфармаванні царкоўных інстытутаў для барацьбы з новымі павевамі, што падрывалі царкоўную арганізацыю і прыводзілі да страты яе ўплыву на пэўных абшарах Еўропы, не заўсѐды былі дзейснымі. Выключна сілавыя метады барацьбы, якія апіраліся на свецкія ўлады і крыжаноснае войска, выклікалі толькі з’яднанне праціўнікаў і шырокі негатыўны рэзананс у тагачасным грамадстве. Скліканне IV Латэранскага сабору павінна было пакласці пачатак не толькі абнаўленню царкоўнай арганізацыі, але і формы рэагавання на грамадскія рухі. У артыкуле адведзена важнае месца асобе Дамініка дэ Гусмана, які адыграў выключную ролю ў станаўленні новага манаскага ордэну, мэтай якога была якраз барацьба з ерасью.Публикация ХРОНИКА ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ МОГИЛЕВСКОЙ ЕПАРХИИ (1989–2002 ГГ.)(2015) Бабушкин, Андрей Михайлович; иерейИзменение политического строя на рубеже 80-90-х годов XX ст. положительно сказалось на положении Русской Православной Церкви и увеличило интерес к Церкви среди рядовых граждан. С конца 1980-х гг. в РПЦ начался процесс возрождения епархий, храмов, монастырей, духовных школ. Одной из возрожденных епархий стала Могилевская (1989 г.). В статье реконструируется хроника событий церковной жизни Могилевской епархии в 1989–2002 гг., когда епархией управлял архиепископ Максим (Кроха). Благодаря его энергии процесс возрождения епархиальной жизни сразу же приобрел динамичный характер: строились храмы, возобновилась монашеская жизнь, развивалось сотрудничество с различными госструктурами, прославлялись подвижники благочестия Могилевского края.Публикация ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «МИССИОНЕРСКИХ ПИСЕМ» СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО (ВЕЛИМИРОВИЧА)(2014) Думенков, Сергей Сергеевич«Миссионерские письма» являются одним из трудов святителя Николая Сербского (Велимировича), относящихся к Охридскому периоду. Он был написан святым в 1937 г. и включает в себя переписку сербского Златоуста с людьми, которые стремятся к спасению своей души и желают постичь вероучительные аспекты православного веры. В данной статье было составлено описание наставлений святителя Николая Сербского, касающихся установлений Православной Церкви, жизни христианина в Церкви, а также апологии сербского святителя на некоторые нападки противников Православного вероучения. В работе также было особенно подчеркнуто указание святого отца на необходимость участия христианина в Таинствах Церкви, среди которых наибольшее внимание было уделено вопросам Крещения, Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин.