05. "Скрижали": библейский журнал

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/10

Информация

«Скрижали»: библейский журнал — специализированное научное издание, которое представляет исследования, посвященные изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В период с 2011 по 2021 год журнал издавался в двух сериях: «Ветхозаветные исследования» и «Новозаветные исследования». С 2021 года выходит в свет не реже двух раз в год. Журнал предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой. В качестве приложения к альманаху издаются научные монографии, посвященные рассмотрению отдельных проблем современной библеистики, а также сборники статей студентов. Журнал участвует в организации и проведении научных конференций по библеистике, в том числе студенческих конференций.

Главный редактор, составитель и учредитель журнала — архимандрит Сергий (Акимов, Виталий Викторович), доктор богословия, профессор, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Мефодия и Кирилла.

«Скрижали» включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.

Зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), договор № 112-03/2017 от 09.03.2017 г.

Рекомендованы к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии.

Сайт библейского альманаха "Скрижали"

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 6 из 6
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологические модели богословия раннего раввинистического иудаизма
    (Минская духовная академия, 2023) Данилов, Андрей Владиленович
    Антропология раннего раввинистического иудаизма оказала влияние на формирование антропологии мужей апостольских, особенно Мидраш. Ко времени Иисуса Христа ранний иудаизм представлял из себя три богословские школы. К антропологии раннего иудаизма относится умозрительные концепции «Меркаба», «Адамкадмон», «йецер ха-ра» и др. Концепция двух творений человека связана с возможностью свободного выбора добрых и злых дел. Комментаторы Мидраша интерпретируют историю грехопадения аллегорически. Школы Гиллеля и Шаммая формируют разные антропологии. В «Берешит Рабба» фиксируется этимологическая связка глагола «образовывать» и существительного «склонность». В раннем Мидраше прослеживаются мистические идеи, реализовавшиеся в Средневековье в раввинистическом мистицизме каббалы. В толкование о творении человека встроено символическое указание на храм. В ряде текстов «Берешит Рабба» наблюдается дуалистическая подоплека онтологии, характерная позднее для каббалистов. Раввинистическая оппозиция христианской экзегетике апологетов-субординационистов предшествовала оппозиции Мидраша экстремально гностической экзегетике внутри раннего иудаизма. Христианская антропология расширяет и модифицирует определенные понятия, осваиваемые непосредственно из Священного Писания и раннего иудаизма, придавая им новое семантическое измерение.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологические интерпретации Быт. 1:26 у Иринея Лионского
    (Издательство Минской духовной академии, 2023) Данилов, Андрей Владиленович
    Священномученик Ириней Лионский – первый христианский богослов, который широко использует библейский стих Быт. 1:26 при построении антропологической модели. При творении человека Бог обращается к Сыну и Духу: Отец постановляет, Сын устраивает, а Дух питает и взращивает. Человек – образ образа Божия, т. е. Логоса. В отличие от подобия (similitudo), образ (imago) относится к плотскости человека, к телесности человека и Сына Божия Иисуса Христа, в этом они являются образом невоплощенного Логоса. Наблюдается сходство с иудаистским богословием. В отличие от образа, подобие было утрачено человеком и восстановлено Логосом, уподобившим человека невидимому Отцу. Человек создан по образу Сына и по подобию Отца. Мы потеряли в Адаме бытие по образу и подобию, т. к. остался только образ. Итак, образ и подобие различны. По образу, но не по сущности, сходно материальное начало человека, по подобию сходно психическое начало человека. Человек, будучи наделен разумом, в этом отношении подобен Богу, обладает свободой воли и самоопределением. Подобие Богу заключается в разуме и свободе (автономии) человека, которые относятся к его естественным функциональным свойствам. Поэтому он сам является для себя причиной того, что становится иногда добрым зерном, а иногда просто плевелами. У священномученика Иринея мы найдем значительно более разработанную, чем у апологетов антропологию. Человек – незавершенное творение, неспособное хранить общность с Богом, т. к. еще не достиг богоподобия, которое является не антропологической заданностью, а целью человеческого совершенствования. Эта концепция соответствует раввинистической антропологии раннеиудейского богословия того времени.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Библейские и небиблейские элементы в антропологии святителя Григория Богослова
    (Издательство Минской духовной академии, 2022) Данилов, Андрей Владиленович
    Григорий Назианзин говорит о двух природах в человеке (двойственность): божественной и животной. Человек – сложносоставное существо. Аксиология телесности у Григория Назианзина характерно платоническая. Он использует элементы антропологии Платона и Филона Александрийского. У Григория Назианзина к образу Божию относятся разумность и способность к творчеству, присущие каждому человеку согласно творческому замыслу Бога. Спасение реализуется в диалектике благодати и свободы воли. Двойственность человека – возможность боговоплощения. Антропология и христология сотериологочески накладываются друг на друга. Антропология и онтология соединяются в теологической рефлексии об игре Логоса в эйдосах творения. Понятие игры Логоса в богословии Григория Назианзина интерпретируется Максимом Исповедником как таинство вочеловечения Божия. Провиденциальная деятельность Логоса реализуется в диалектике каузального предопределения и экзистенциальной свободы. Григорий Назианзин подобно Оригену соотносит развитие человеческой личности с различными уровнями духовной зрелости, и антропологическая концепция Григория Назианзина, как и у Оригена, предполагает возможность продвижения человека от уровня к уровню через дифференцированные стадии библейского обучения.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологическая матрица гностицизма как контекст формирования раннехристианской антропологии
    (Минская духовная академия, 2021) Данилов, Андрей Владиленович
    Раннехристианский гностицизм в силу географической локализации большинства его центров на Ближнем Востоке оказал влияние на дальнейшее развитие уже существовавшей в то время ранней формы раввинистической мистики. Гностическая антропология представляет собой один из важнейших критериев упорядочивания античных текстов к гностической литературе. Антропология гнозиса представляет собой эклектический конгломерат религиозных и философских идей. Гностическая антропология делает различие в человеке между божественной субстанцией духа и демиурговой субстанцией души и тела. Общее гностической антропологии: негативная оценка телесности (материальности) и онтологическое принижение души по отношению к духу. Апогеем развития гностического религиозного движения является манихейство, не имеющее ничего общего с православной христологией. В антропологии манихейства тело, несмотря на его негативную оценку как объекта материального мира, получает некоторую роль в процессе спасения по причине его подчиненности сознанию. Не Бог спасает манихейского гностика, а он спасает Бога, освобождая божественный свет от тьмы материи. Следствием двух противоположных аксиологий человеческого тела становится декларируемый «Кельнским кодексом» антропологический дуализм. Гностицизм представляет собой герменевтическую матрицу и негативный контекст раннехристианской богословской гипотезы.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологические воззрения Филона Александрийского в его толкованиях Ветхого Завета
    (Минская духовная академия, 2020) Данилов, Андрей Владиленович
    Антропология образа и подобия Божия у Филона не представляет собой систему. Схема истории творения отчасти аналогична талмудическим воззрениям. Человек – образ образа Божия, т.е. Логоса. Образ Божий в человеке – разум, который должен стать добродетельным на практике. Филон Александрийский создает концепцию небесного человека и двух творений: человек – это композит из божественной и животной природы. Человек позиционирован на границе смертной (тело) и бессмертной (разум) природы и причастен обеим. Адам с самого начала имел в сердце своем наклонность к злу. Адам в акте грехопадения запятнал свой ум. Филон адепт платонической философии, но он использует ее в модифицированном виде. Антропология Филона базируется на синтезе стоической этики с платонической космологией, над которыми надстраивается ветхозаветное учение о творении человека. Сотериология Филона базируется на антропологии и этике, выходящих за рамки раннераввинистического богословия. Рецепция его антропологии в последующем повлияла на становление александрийского раннехристианского богословия.
  • Изображение обложки
    Публикация
    "Толкования на Евангелие от Матфея" как доказательство отсутствия у Оригена антропологии переселения душ.
    (2020) Данилов, Андрей Владиленович
    В сочинениях Оригена отсутствует учение о переселении душ. Обвинение императора Юстиниана подозрительно похоже на искаженный парафраз «Толкования на Евангелие от Матфея», где Ориген неоднократно называет учение о реинкарнации заблуждением. Цитаты этого сочинения в «Апологии» Памфила вполне соответствуют традиционному греческому оригиналу (по отцам-каппадокийцам) и латинскому переводу Оригена. Текст Оригена из тринадцатой книги «Толкования на Евангелие от Матфея» критически моделирует логику многократной реинкарнации души в человеческие тела. Оригеновская критика реинкарнации связана с эсхатологией. Ориген обосновывает свое неприятие концепции о бесконечности мира тем, что бесконечное принципиально непостижимо в том числе и для Бога. Антропологическая концепция реинкарнации относится не к Оригену, а к более поздним переинтерпретациям оригенистов и монофизитов.
"Скрижали" © 2011-2020 http://luhot.ru/