"Скрижали". Выпуск №21

Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1481

Скрижали: библейский журнал/ учредитель, сост. и гл. ред. архимандрит Сергий (В. В. Акимов). — Минск: Издательство Минской духовной академии, 2011—. — 2021. — Выпуск 21. — 144 с. — ISSN 2519-8165 (Print). — ISSN 2519-8173 (Online)

Данный выпуск представляет научные статьи, подготовленные авторами из Беларуси, России, Чехии и Сирии, посвященные проблемам изучения библейского богословия и межзаветного периода, толкования и перевода библейских книг Ветхого и Нового Завета.

Начиная с данного выпуска, было принято решение ввести в структуру журнала тематические рубрики, которые наглядно иллюстрируют широкий спектр направлений исследований наших авторов:
— «Публикации переводов Ветхого Завета»,
— «Комментарии Ветхого Завета»,
— «Новый Завет в историко-культурном контексте»,
— «Новый Завет и раннее христианство»,
— «Литература межзаветного периода».

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 6 из 6
  • Изображение обложки
    Публикация
    От редакционной коллегии
    (Минская духовная академия, 2021) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
  • Изображение обложки
    Публикация
    Книга пророка Софонии. Перевод с древнееврейского
    (Минская духовная академия, 2021) Соколов, Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен); Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен)
    В статье представлен перевод Книги пророка Софонии, относящейся к числу книг малых пророков Ветхого Завета. Софония жил в Иудее во второй половине VII в. до Р. Х. Его книга содержит как грозные пророчества о приближении Дня Господня – Дня суда над народом Израиля и другими народами, так и пророчества о новом справедливом порядке, который установит Бог. Перевод на русский язык выполнен с древнееврейского масоретского текста.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Надписание Книги Екклезиаста (Еккл. 1:1) и древнеегипетские гробничные биографии вельмож
    (Минская духовная академия, 2021) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    В статье рассматривается связь первого стиха библейской Книги Екклезиаста с заголовками древнеегипетских гробничных биографий вельмож. Для толкования Книги Екклезиаста важно определить жанр, в котором написана данная книга. Современные исследователи считают ее и поучением, и царским завещанием, и жалобой, и царской автобиографией. Книга Екклезиаста имеет черты всех указанных жанров. Сходные с данной книгой древнеегипетские тексты имели нередко псевдоэпиграфическое авторство, как и Книга Екклезиаста. Надписание библейской книги имеет сходство и с начальными словами древнеегипетских гробничных биографий. Сходство начальных слов поучений, гробничных биографий, а также царских древнеегипетских славословий поднимает вопрос об истории развития древнеегипетской литературы в целом, истоком которой могут являться и гробничные биографии вельмож, и царские славословия. Гробничные биографии вельмож важны и при изучении фрагмента Еккл. 2:4–11, где царственный автор библейской книги описывает свою активную и плодотворную земную деятельность. Сравнительный анализ текстов показывает, что библейский автор использовал элементы древних литературных жанров для достижения особых целей своего произведения. Эти элементы были важны для того, чтобы рассуждения Екклезиаста о мимолетности и бессмысленности жизни и деятельности человека вызывали наибольшее доверие у читателя.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Ин. 12:19 в контексте фарисейского доминирования в эпоху Второго храма
    (Минская духовная академия, 2021) Тарасенко, Александр Александрович
    В статье рассмотрено значение Ин. 12:19 в евангельской истории, точнее – ее финальной стадии. Ее автор предлагает считать это сообщение Четвертого Евангелия кратким описанием встречи представителей фарисейской фракции в Синедрионе с членами их партии. Таким образом, Иоанн своевременно показывает, как – уже после торжественного въезда Иисуса в Иерусалим – они обосновали свое согласие с предложением (саддукейского) первосвященника любой ценой избавиться от «этого человека» как возмутителя общественного спокойствия. Исследователь напоминает читателям о большой политической власти фарисеев, которых сильно задело обличение их как лицемеров и принижение их миссии (Мф. 23). Информация нашего источника – евангелиста Иоанна, сообщающего много интересных деталей, – позволяет предположить, что сами фарисеи были заинтересованы в срочном созыве внеочередной сессии (Малого) Синедриона, которая привела к выгодному альянсу с их старыми противниками саддукеями. О таких альянсах повествует также и еврейский историк Иосиф Флавий.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологическая матрица гностицизма как контекст формирования раннехристианской антропологии
    (Минская духовная академия, 2021) Данилов, Андрей Владиленович
    Раннехристианский гностицизм в силу географической локализации большинства его центров на Ближнем Востоке оказал влияние на дальнейшее развитие уже существовавшей в то время ранней формы раввинистической мистики. Гностическая антропология представляет собой один из важнейших критериев упорядочивания античных текстов к гностической литературе. Антропология гнозиса представляет собой эклектический конгломерат религиозных и философских идей. Гностическая антропология делает различие в человеке между божественной субстанцией духа и демиурговой субстанцией души и тела. Общее гностической антропологии: негативная оценка телесности (материальности) и онтологическое принижение души по отношению к духу. Апогеем развития гностического религиозного движения является манихейство, не имеющее ничего общего с православной христологией. В антропологии манихейства тело, несмотря на его негативную оценку как объекта материального мира, получает некоторую роль в процессе спасения по причине его подчиненности сознанию. Не Бог спасает манихейского гностика, а он спасает Бога, освобождая божественный свет от тьмы материи. Следствием двух противоположных аксиологий человеческого тела становится декларируемый «Кельнским кодексом» антропологический дуализм. Гностицизм представляет собой герменевтическую матрицу и негативный контекст раннехристианской богословской гипотезы.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Кумранский Храмовый свиток (11QT) как саддукейская Тора
    (Минская духовная академия, 2021) Лозовский, Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах); Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах)
    Статья посвящена очередному исследованию кумранского Храмового свитка. По мнению автора статьи, Храмовый свиток следует рассматривать признать Торой религиозного течения саддукеев и, соответственно, единственным письменным источником данной религиозной группы периода Второго храма.
© Коллектив авторов, 2021 © Оформление. Издательство Минской духовной академии, 2021