2022: Труды Минской духовной академии №2 (21)
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1595
Просмотреть
Публикация АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕПИСКОПА НЕМЕЗИЯ ЭМЕССКОГО(Минская духовная академия, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичНемезий мыслил в неоплатонических философских категориях и был весьма читаемым автором в Средние века. Его богословский трактат является важным обобщением предшествовавшей антропологической мысли. Богословская антропология Немезия ориентируется на философскую антропологию Посидония, а в медицинской антропологии и психологии он больше ориентируется на утраченное сочинение Галена. Немезий постоянно обращается к неоплатонически переработанной «Никомаховой этике» Аристотеля (человек как социальное животное). Антропологию Немезия нельзя считать креационистской, так как он противопоставляет Галена Аристотелю. Задача человека – реализовать свой индивидуум личности в творении, а это предполагает наличие у человека автономии при принятии решения. Понятийный аппарат заимствуется Немезием не только у Аристотеля, но также из комментариев к Аристотелю у Псевдо-Плутарха. Незнание выводится из порочности, поэтому оно относится не к сфере гносеологии, а к сфере морали. Немезий расширяет антропологию Аристотеля: личный выбор произволен, но не все произвольное являетсяличным выбором. Немезий отвергает реляцию души и тела по перипатетической модели реляции эйдоса и материи. Свободная воля человека и провидение действуют совместно. Возможность свободного выбора и разум по Немезию неизменчивы и постоянны, что противоположно антропологии блаженного Августина и сложившейся к тому времени латинской сотериологии. Немезий синтезировал в своем учении о свободной воле души неоплатонический образ человека с «Никомаховой этикой» Аристотеля, прибегая более к перипатетическим и неоплатоническим антропологическим воззрениям, чем к Библии.Публикация ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1964 ГГ.(Минская духовная академия, 2022) Алампиев, Георгий; протоиерейСтатья посвящена рассмотрению истории православных приходов на территории Добрушского района Гомельской области в 1944 1964 гг., возродивших свою деятельность в период немецкой оккупации. Закрытые в 1930-е гг. православные храмы, превращенные в сельские клубы, школьные здания или зернохранилища, вновь начали использоваться по своему прямому предназначению по инициативе местного верующего населения. В 1944 г. православные приходы Добрушского района вошли в состав новообразованной Минско-Белорусской епархии. На протяжении 1944–1964 гг. в пределах Добрушского района действовало 11 православных приходов. В 1944–1945 гг. они входили в пределы Добрушского благочиния, а с 1945 г. в пределы Гомельского благочиния Минско-Белорусской епархии.Публикация СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ δικαιοσυνη В ПАСТЫРСКИХ ПОСЛАНИЯХ(Минская духовная академия, 2022) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерейВ статье рассматривается термин δικαιοσύνη в контексте Пастырских посланий. Рассмотрению данного термина апостол Павел уделяет очень много внимания в Посланиях к Римлянам и Галатам, где предлагает теоретическую базу для понимания исследуемого термина. Особый интерес представляют именно Пастырские послания, поскольку они были написаны последними. В связи с этим можно проследить то, как меняется понимание термина апостолом Павлом, и то, как оно воспринимается христианскими общинами. Стоит обратить внимание на то, что δικαιοσύνη не является основным понятием в Пастырских посланиях и употребляется только пять раз, четыре из которых – это исключительно практические наставления ученикам апостола Павла. Только последний случай употребления (2 Тим. 4:8) можно назвать уникальным, поскольку он в своей концепции весьма близок к Посланиям к Римлянам и Галатам, что позволяет заключить, что апостол Павел на протяжении всей своей проповеди придерживался одинакового взгляда на понятие δικαιοσύνη, иногда отступая от него, с целью пастырского назидания верующих.Публикация УЧЕНИЕ О СОБОРНОСТИ ЦЕРКВИ В РУССКОМ БОГОСЛОВИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.(Минская духовная академия, 2022) Кулага, Виктор Викторович; иерейСтатья посвящена проблематике понимания соборности Церкви и ее развития в русском православном богословии на рубеже XIX–XX вв. и ее оценке в трудах православных богословов XX в. Рассматривается вопрос соответствия представлений о соборности Церкви означенной эпохи ее соборному принципу и функционированию в ней института церковных соборов в рамках православного богословия и канонической традиции Церкви. Катализатором в развитии православного богословия Соборов стал Поместный Со- бор 1917–1918 гг., который обозначил, в том числе и на практическом уровне, его проблемные аспекты для богословского понимания института церковных Соборов. В работе проводится критический анализ богословия соборности XIX в. и его исторического развития в XX в., главным образом, реализации соборной системы на Поместном Соборе 1917–1918 гг. и его решений, а также их принятия и критики в православном богословии XX в. В связи с важнейшей ролью в развитии данного направления православного богословия представителей евхаристической экклезиологии в статье предлагается критический анализ их идей о соборности Церкви и о месте института церковных Соборов в жизни Церкви. В результате проведенного исследования автор отмечает неразрешенные аспекты в современном богословии соборности Церкви и имеющиеся трудности в подходе к институту Церковного Собора как важнейшего элемента церковного устройства в канонической традиции Церкви.Публикация ЧИСЛО СЕМЬ В ЖИЗНИ ПЕТАВИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ДОНИКЕЙСКОГО ПЕРИОДА(Минская духовная академия, 2022) Хандога, Николай АнатольевичВ статье на основе подлинных творений святителя Викторина Петавийского – трактат «О сотворении мира», фрагмент «О жизни Христа» и толкование «На Откровение» — предпринимается попытка раскрыть малоизвестные факты из жизни Петавийской Церкви, или петавийских христиан доникейского периода. Автор приходит к выводу, что для Викторина особо важное значение имеет символическая аритмология и, в частности, символическое значение числа семь, которое для него является числом полноты. В результате этого мы узнаем, что существующие в мире семь Церквей Христовых, семь групп святых и семь церковных праздников составляют одно целое, или единую и единственную Церковь Христову.