05. "Скрижали": библейский журнал

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/10

Информация

«Скрижали»: библейский журнал — специализированное научное издание, которое представляет исследования, посвященные изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В период с 2011 по 2021 год журнал издавался в двух сериях: «Ветхозаветные исследования» и «Новозаветные исследования». С 2021 года выходит в свет не реже двух раз в год. Журнал предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой. В качестве приложения к альманаху издаются научные монографии, посвященные рассмотрению отдельных проблем современной библеистики, а также сборники статей студентов. Журнал участвует в организации и проведении научных конференций по библеистике, в том числе студенческих конференций.

Главный редактор, составитель и учредитель журнала — архимандрит Сергий (Акимов, Виталий Викторович), доктор богословия, профессор, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Мефодия и Кирилла.

«Скрижали» включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.

Зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), договор № 112-03/2017 от 09.03.2017 г.

Рекомендованы к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии.

Сайт библейского альманаха "Скрижали"

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 10 из 230
  • Изображение обложки
    Публикация
    От редакционной коллегии
    (Минская духовная академия, 2024) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
  • Изображение обложки
    Публикация
    День Господень в Книге пророка Иоиля
    (Минская духовная академия, 2024) Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен); Соколов, Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен)
    Статья посвящена теме Дня Господня в Книге пророка Иоиля. День Господень – одна из ключевых тем пророческой литературы. В проповеди библейских пророков монархического периода это прежде всего день решительного вмешательства Бога в историю Израиля, исторический день суда над народом Божьим за его неверность завету и суда над другими народами за их преступления. В текстах, относящихся ко времени вавилонского плена и к послепленной эпохе, День Господень приобретает яркую эсхатологическую окраску и глобальный характер, становится метаисторическим днем разрушения старого несправедливого мира и днем рождения нового мира справедливости и милосердия – Царства Божьего. В этом эсхатологическом качестве День Господень проповедуется в Новом Завете Иоанном Крестителем, Иисусом Христом и Его апостолами.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Екклесиаст и Исайя: пророческий голос сына Давида, царя в Иерусалиме
    (Минская духовная академия, 2024) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    Книга Екклесиаста традиционно относится к произведениям литературы мудрости и к числу учительных книг Библии. С одной стороны, она известна своим критическим взглядом на ряд традиционных библейских представлений, с другой стороны, она отличается противоречивым характером размышлений. Поэтому в ней можно услышать два голоса. Один из них выражает сомнения, другой – отстаивает общепринятые религиозные представления. Сравнительный анализ Книги Екклесиаста и Книги пророка Исайи позволяет обозначить второй голос Книги Екклесиаста как голос пророческий. Подобно библейским пророкам, Екклесиаст жалуется на несправедливость в этом мире и напоминает о Божественном суде, он говорит о том, что Бог накажет грешников и передаст их собственность праведникам, он жалуется на некомпетентность правителей и указывает на нарушение общественной иерархии как на источник бед, он недоволен поведением женщин, он обеспокоен проблемой смерти, он намекает на последний суд. Кроме того, размышления Екклесиаста о страданиях невинных праведников можно сопоставить с пророчеством Исайи о страданиях невинного Раба Господня.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Сотворение растений в третий день: синтаксическая проблема в Быт. 1:11–12 и варианты ее решения
    (Минская духовная академия, 2024) Иванов, Никита Александрович; иерей; Сорокин, Алексей Николаевич; иерей
    Статья посвящена синтаксической структуре библейского пассажа о сотворении растений в третий день (Быт. 1:11–12). От интерпретации этой структуры зависит понимание самого изучаемого текста. Древнееврейский консонантный текст Быт. 1:11–12 может быть прочитан тремя способами. Бог повелевает земле произвести: (А) три класса растений: зелень, траву, деревья; (В) два класса растений: траву и деревья, без обобщающего понятия; (С) два класса растений: траву и деревья, с обобщающим понятием «растения». В статье приводится обзор основных аргументов за и против каждого из трех вариантов. Анализ структуры еврейского текста Быт. 1:11–12, параллелей с другими библейскими стихами, значения древнееврейских фитонимов в Быт. 1:11–12 свидетельствуют в пользу варианта С и отчасти А. Масоретская акцентуация в Быт. 1:11–12 поддерживает вариант С. Мнения иудейских средневековых комментаторов разделились между вариантами С и А. И лишь древние переводы Септуагинта и Вульгата демонстрируют вариант В прочтения изучаемых стихов. Следовательно, наиболее убедительно обоснованным представляется вариант С, отраженный в переводе РБО 2011. Согласно этому варианту, в Быт. 1:11–12 представлена двухчастная классификация растительного мира (травы и деревья), объединенная обобщающим понятием «растения».
  • Изображение обложки
    Публикация
    Экзегетический анализ Еф. 4:17–24
    (Минская духовная академия, 2024) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерей
    В данной статье представлен экзегетический анализ отрывка из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 4:17–24), где апостол Павел раскрывает свое учение о новом творении и обновлении падшей человеческой природы. Апостол Павел указывает на то, что и иудеи, и язычники должны после того, как приняли Христа, изменить свою жизнь согласно Евангелию. Так как Послание в первую очередь адресовано язычникам, то апостол Павел приводит примеры из жизни язычников, но в то же самое время подводит читателя к той мысли, что и иудеи в своей замкнутости на Законе уподобляются язычникам. Апостол Павел указывает на тот факт, что человек создан по образу и подобию Божию, а Бог пребывает в праведности, следовательно, и верующие должны пребывать в ней, а для этого им стоит изменить свою жизнь. Данный отрывок, как и тема праведности в общем, представляется важным, так как от понимания этого термина зависит то, как будет пониматься и сотериология в целом. В данной статье автор привлекает как святоотеческие, так и современные комментарии, что позволяет рассмотреть проблемную тему с различных ракурсов.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Метафизика энтропии: библейская перспектива
    (Минская духовная академия, 2024) Тарасенко, Александр Александрович
    В статье затронута сложная тема энтропии, которую в физике именуют Вторым законом термодинамики. Ее автор подходит к чисто физической теме как библеист и рассматривает влияние энтропии в жизни человека, общества и Церкви. Речь идет прежде всего о способности человека, общества и Церкви снизить влияние Второго закона энтропии, что автор именует как «отложенная энтропия». Наши источники свидетельствуют, что эта важная тема занимала людей уже в глубокой древности, начиная с Эпоса о Гильгамеше. В роли своеобразного the proof text он приводит стих из молитвы священника и книжника Ездры, в котором говорится, что Бог поддерживает жизнь сотворенной Им вселенной.
  • Изображение обложки
    Публикация
    От редакционной коллегии
    (Минская духовная академия, 2023) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологические модели богословия раннего раввинистического иудаизма
    (Минская духовная академия, 2023) Данилов, Андрей Владиленович
    Антропология раннего раввинистического иудаизма оказала влияние на формирование антропологии мужей апостольских, особенно Мидраш. Ко времени Иисуса Христа ранний иудаизм представлял из себя три богословские школы. К антропологии раннего иудаизма относится умозрительные концепции «Меркаба», «Адамкадмон», «йецер ха-ра» и др. Концепция двух творений человека связана с возможностью свободного выбора добрых и злых дел. Комментаторы Мидраша интерпретируют историю грехопадения аллегорически. Школы Гиллеля и Шаммая формируют разные антропологии. В «Берешит Рабба» фиксируется этимологическая связка глагола «образовывать» и существительного «склонность». В раннем Мидраше прослеживаются мистические идеи, реализовавшиеся в Средневековье в раввинистическом мистицизме каббалы. В толкование о творении человека встроено символическое указание на храм. В ряде текстов «Берешит Рабба» наблюдается дуалистическая подоплека онтологии, характерная позднее для каббалистов. Раввинистическая оппозиция христианской экзегетике апологетов-субординационистов предшествовала оппозиции Мидраша экстремально гностической экзегетике внутри раннего иудаизма. Христианская антропология расширяет и модифицирует определенные понятия, осваиваемые непосредственно из Священного Писания и раннего иудаизма, придавая им новое семантическое измерение.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Проблемы перевода и толкования Еккл. 1:3
    (Минская духовная академия, 2023) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    Статья посвящена проблемам перевода и интерпретации Еккл. 1:3. Данный стих рассматривается как в контексте рассказа Книги Бытие о грехопадении, так и в контексте самой Книги Екклесиаста – ближайшем и общем. Риторический вопрос третьего стиха раскрывает содержание второго стиха и является его продолжением. Этот вопрос является одним из главных вопросов всей книги. Одновременно с этим, он начинает фрагмент Еккл. 1:3 – 3:9, который имеет хиастическую структуру. В статье дается анализ русских и ряда английских переводов, которые предлагают различные варианты понимания текста. Автор статьи считает, что поскольку Екклесиаст сознательно создавал сложный для понимания текст, при переводе нельзя упрощать этот текст. В тех случая, когда текст отличается вариативностью, эту вариативность важно сохранять. Иудейские комментаторы стремились смягчить скептическое настроение Екклесиаста. Они противопоставляли обычный земной труд и труд по изучению Торы, который имеет ценность «выше солнца». Христианские комментаторы развивали иудейскую традицию толкования, при этом они рассматривали этот стих в контексте Нового Завета и его учения о важности добрых дел.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Нет праведного ни одного»: толкование Рим. 3:9–20
    (Минская духовная академия, 2023) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерей
    В статье представлен экзегетический анализ заключительного отрывка вводной части Послания к Римлянам (Рим. 3:9–20), где апостол Павел завершает изложение мысли о власти греха над человечеством до пришествия в мир Спасителя. В указанном отрывке апостол подводит читателя к мысли о том, что своими делами никто не может спастись, даже правоверный иудей, соблюдающий все заповеди Торы. Исследуемый отрывок состоит из нескольких частей. Первая и третья излагают тяжелое состояние человека, пребывающего под грехом и лишенного благодати Божией, а вторая – собрание ветхозаветных цитат, которые апостол приводит для подтверждения своей мысли, а также для указания контекста и актуальности проблемы. Апостол Павел использует распространенный метод «нанизывания жемчуга», когда несколько цитат из Писания следуют одна за другой, дополняя предыдущую и создавая единый связанный текст. Так как данный отрывок завершает вводный раздел Послания к Римлянам, то становится понятным, что апостол Павел специально именно здесь приводит такой объем текстов, чтобы настроить читателя к анализу библейских образов, которые будут разбираться в следующих главах. При анализе отрывка использовались как святоотеческие толкования, так и современные. При разборе катены большое внимание уделялось именно ветхозаветному содержанию для того, чтобы раскрыть контекст мысли апостола Павла. Данный отрывок, как и тема праведности в общем, представляется важным, так как от понимания этого термина зависит то, как будет пониматься и сотериология в целом. Как можно видеть из сравнения комментариев, современные экзегеты иногда приближаются к святоотеческой мысли, а иногда высказывают мысли, не совпадающие с православным богословием.
"Скрижали" © 2011-2020 http://luhot.ru/